Обратная перспектива
Обратная перспектива с очками перевертышами в режиме лево - право с настройкой конвергенции.
В этом нет ничего необычного, за исключением того, что это напрочь "взрывает" ваш мозг в самом конструктивном смысле этого выражения. Это необычная обратная перспектива, которую можно нарисовать, правда довольно сложно, но я попробую описать ощущения.
Инверто-псевдоскоп спроектирован нами так как он спроектирован далеко не случайно. И в основе конструкции учтены морфологические особенности лица человека и физиологические особенности конвергенции глаз. Это позволило нам рассматривать в псевдоскоп как близко расположенные объекты, так и удалённо расположенные. Чтобы была возможность рассматривать ближние объекты через призматический псевдоскоп крайне необходима возможность изменения угла между плоскостями отражения.
Первый мой длительный опыт с ношением псевдоскопа в течение примерно двадцати минут показал мне, что означает подлинное осознаваемое восприятие глубины пространства и насколько это важно. А последействие вообще "захватило дух".
Обратная перспектива - это не просто вывернуть вогнутое и свернуть выпуклое. Это новое понимание глубины пространства.
Выставив призмы таким образом, чтобы можно было рассмотреть объекты на расстоянии от одного метра до пяти метров от меня, я просто прохаживался по комнате насколько это было возможно, учитывая, что лево и право поменялись местами.
Левая и правая рука поменялись местами не только в моём поле зрения, но и как будто по тактильным ощущениям. Прикасаясь к лепестку цветка правой рукой, мне действительно казалось, что я прикасаюсь к нему левой, что создавало странное щекотящее ощущение будто у меня в голове. Обратной перспективой можно здорово удивить своё шаблонное мышление!
Простые геометрические объекты удавалось рассмотреть в обратной перспективе практически сразу. Это касалось блюдец, чашек, вообще различных симметричных ёмкостей и предметов. Однако, вскоре, уже где-то минут через десять удалось рассмотреть вывернутые стены коридора, похожие по описанию на те, что были в отчётах испытателей прошлого, расслоенные и ввёрнутые друг в друга элементы комнатных растений, вдавленный в стол кусок хлеба, который я отрезал псевдо правой рукой и другие замысловатые псевдоскопические объекты. И это необычное восприятие глубины пространства происходило в динамике, а не на холсте художника.
Моя подруга находилась на балконе, когда я её поймал в своё псевдоскопическое поле зрения.
Вывернуть лицо девушки в обратную перспективу, как и ожидалось, не получилось, но всё её тело казалось мне каким-то что ли нарисованным и без столь приятных моему глазу выпуклостей. В общем, девушка оказалась площе, чем я думал. А вот элементы её одежды динамично псевдоскопически играли в моём поле зрения. И это было мало сказать удивительно. Завис на минуту-другую, наблюдая игру света и тени на одежде девушки, да к тому же в обратной перспективе...
Я подошёл к окну и взглянул вдаль. Сфокусировать удалённые объекты не получалось пока не перестроил призмы так, что между плоскостями отражения(гипотенузовые плоскости призм) почти не осталось угла. Передо мной оказались высотные здания с замысловатым рельефом. Рельеф образовывали пристройка для лестничных площадок и балконы. Относительно друг друга здания легко перепутывались по соотношению расстояний между ними, однако обратной перспективы не наблюдалось. Я повертел головой из стороны в сторону - ничего не изменилось, однако после того как я наклонил голову немного в бок, в надежде как-нибудь необычно изменить ракурс наблюдения, то почти сразу получил потрясающий эффект...
Сначала, мне не удалось рассмотреть удалённые объекты комфортно сфокусированными, а видел я только наклонённые под прямым углом к горизонту здания (правда вместе с горизонтом), однако, после некоторой перестройки положения призм по углу между отражающими плоскостями, мне сразу удалось рассмотреть то, что называется псевдоскопической обратной перспективой, а в динамике это выглядело ещё более захватывающе. Всё это, надо сказать, действительно удивило меня. Балконы выглядели впадинами, как - будто подсвеченными изнутри, а переходы пристроек для лестничных площадок, аналогичным образом разрывали объект на составляющие выпуклости и вогнутости с характерной подсветкой по внутренним кромкам вогнутостей.
Из этого наблюдения мне стало понятно несколько занимательных особенностей восприятия глубины в обратной перспективе. Первая - это подсветка внутренних кромок объекта легко объясняется освещением нормальных выпуклостей, которые стали вогнутостями. Вторая, - изменение наклона головы на сорок пять градусов позволяет повернуть поле зрения на девяносто градусов и не просто изменить ракурс, а поставить в затруднение систему определения человеком знакомых объектов, в связи с чем становится легче увидеть то, что позволяют увидеть геометрические перестроения на сетчатке. Недаром, ещё исследователи прошлого, носившие инвертоскопы с короткофокусными линзами, которые дополнительно реверсируют поле зрения, наблюдали чёткие псевдоскопические эффекты сразу же как только одевали устройство. Конечно, ведь в перевёрнутом виде сразу весьма затруднительно не то, что определить перспективу, но и вообще узнать объект и сопоставить его со своей "библиотекой". Цитата из дневника Дж. Петерсона, который носил бинокулярный линзовый инвертоскоп: «Я видел мою стопу, приближающуюся ко мне по коврику, который находился где-то передо мной. Я впервые столкнулся с таким странным зрительным впечатлением, как я сам, идущий к себе. Когда я вошел в длинный коридор, я обнаружил, что пол выглядит мысом, по обеим сторонам которого опускаются вниз стены. Это было тем более странно, что я мог коснуться стен руками. Торцовая стена в конце коридора выглядела выдвинувшейся ко мне, а стены — удалившимися от нее, хотя я их трогал руками». Именно из этого становится понятно, что Петерсон наблюдал не что иное как псевдоскопически вывернутые стены коридора. Я тоже это наблюдал в эти первые двадцать минут опыта, однако меня удивляют ещё более загадочные образы, о чём я обязательно расскажу далее. Кстати, инвертированное поле зрения Джорджа Стрэттона - первого задокументированного испытателя адаптации к инверсии поля зрения, имевшее форму круга, составляло около 45°, а линзы задавали поворот изображения на 180° вокруг центра сетчатки (рентикулярную инверсию), благодаря чему, помимо вертикальной инверсии имела место ещё и горизонтальная реверсия паттернов. Рентикулярная инверсия вносила дезорганизацию в работу аккомодационно - вергенционного аппарата, что и вызывало псевдоскопический эффект и поэтому Стрэттон ограничился монокулярным зрением: левый телескоп был закрыт плотной чёрной бумагой. На мой взгляд, Стрэттон лишил себя удовольствия ради чистоты эксперимента. Более полное описание наблюдений Стрэттона читайте по ссылке Дневник Стрэттона
Я продолжал находиться в псевдоскопическом зазеркалье. У меня оставалось пять отмеренных мной минут и я решил выйти за пределы помещения к ступенькам лестницы. Как и ожидалось, ступени в обратной перспективе удалось рассмотреть сразу и к тому же в динамике. Суть этого легче всего представить так, как если бы кромка ступеньки, которая утоплена движется при смещении взора намного медленнее, чем та кромка на которую наступаешь ногой, то есть как у Патрика Хьюза (на рисунке чуть выше). В музее у Патрика Хьюза чётко видно, что объекты на картине, которые на самом деле расположены ближе к наблюдателю перемещаются при смещении взора медленнее, чем те, которые дальше. Это и есть обратная перспектива в динамике. Но если у Патрика Хьюза это только картины, то представьте себе если всё окружающее пространство начнёт себя вести подобным образом...
Я зашёл обратно в помещение и пришло время снять псевдоскоп. Меня интересовали особенности последействия и как выглядят мои зрачки в динамике, поэтому снимал псевдоскоп я в присутствии девушки. Сняв псевдоскоп, первое, что я обнаружил, это невероятная трёхмерность окружающего пространства, всё было такое чётко выпуклое, что вызывало эстетическое удовольствие даже в мелочах. Посмотрев на девушку, я улыбнулся, так как её грудь казалась мне как минимум в полтора раза выпуклей обычного, а выпуклости попы позавидовала бы любая фотомодель, обрисованная в фотошопе. Черты лица исказились, и нос стал более длинным в фас, а глубина восприятия глазных впадин заметно увеличилась, однако взгляд мой вернулся снова к попе, а далее описывать необходимо уже в рамках другой темы... Улыбка не сходила с моего лица ещё где-то в течение часа, пока я вновь привыкал к "нормальной" действительности. Всё эти результаты последействия обратной перспективы мне напомнили описание наблюдаемых объектов в гиперскопе.
Очень интересно, что когда я делал обычные движения первые десять минут, то у меня создавалось впечатление, что что-то здесь не так. Руки были словно поменяны местами и при довольно медленном шаге меня всё время уводило в сторону. Крайне странное ощущение прошло, как я уже говорил через десять минут, а ощущение глубоко расслабления и пассивной созерцательности оставалось почти два часа. Весьма приятные внутренние ассоциативные ощущения, напоминающие мне отдых на природе у водоёма с костром.
Следующий опыт я тогда решил провести в течение полутора часов подряд и при этом начать с поездки в автомобиле. Ожидал более отчётливых результатов последействия...